Мне нравится думать, что конечный результат моей работы – серия фотографий – это как будто взгляд гостя, который находится в самой гуще событий.

Надя, привет! Мы знакомы с тобой очень давно. Помним твою первую публикацию у нас — серию с усадьбой и… козой. Как у тебя получается в кадре объединять романтику свадебного дня и при этом смех, веселье и непосредственность?

Привет-привет, я очень рада этой беседе! О, так ведь на любой свадьбе есть все это сразу! И трогательность, и нежность, и задор. Так что, конечно, приходится сочетать.

Ты можешь описать свое видение свадебной фотографии? В чем заключается твоя работа?

В первую очередь я отношу себя, конечно, к фотографам-репортажникам. Ведь свадьба – это день, который cостоит из стольких эмоций и мелочей! На мой взгляд, настоящее мастерство свадебного фотографа и заключается в том, чтобы видеть и успевать ловить все то особенное, что отличает этот праздник от всех других.

Это очарование невесты и случайно подсмотренный момент нежности молодоженов, где-то красивые детальки, антураж, а где-то ребенок, выползающий из-под стола, или безумные танцы друзей.

А какой он, репортаж Нади Колдаевой?

Мне хочется думать, что душевный. Не отстраненная фиксация нескольких часов чьей-то жизни, не обязательно зашкаливающие эмоции на разрыв аорты – но взгляд друга. Любящий, чуткий и разделяющий.

В одном интервью ты сказала, что долго не хотела переходить именно в жанр свадебной фотографии. Почему? И что заставило изменить свое мнение?

Да, в фотографию я зашла совсем с другой стороны – увлекалась как хобби, делала портреты подругам. Потом у меня была своя студия, и снимали мы там все, что угодно, кроме свадеб. Не скажу, что был какой-то осознанный негатив, просто свадьбы не казались мне интересными, я была уверена, что это «не мое».

А потом случилась моя собственная свадьба! Я погрузилась в это все и поняла, что это свой отдельный огромный мир, со своими профессионалами, тонкостями. Ну а дальше все было очень просто – на очередное предложение о съемке я ответила согласием, и со свадьбами у нас очень быстро случилась взаимная любовь.

И благодаря этому теперь у нас есть яркое, интересное видение свадеб от Нади Колдаевой, а то вдруг случилось бы так, что у нас был бы стильный фуд-фотограф Надя Колдаева. Видишь себя теперь в другой роли или уже только свадьбы?

На данный момент и конкретно в фотографии – пожалуй, только свадьбы. В свадьбах я вижу для себя возможность делать то, что люблю: рассказывать о людях, о настоящем и живом. Подмечать эти самые эмоции, давать им случиться, холить и лелеять, как нежный и красивый цветок.

А еще мне нравится делать то, что для кого-то очень-очень важно. И каждая слезинка невесты при просмотре фотографий, каждый отзыв – лишнее тому подтверждение! Хотя, конечно, снимать семейные истории тоже иногда очень здорово. Именно для своих в прошлом женихов и невест я иногда делаю исключение и берусь за подобные съемки.

Давай поговорим тогда о качествах хорошего свадебного фотографа. Каким он должен быть? И как профессионал, и просто как человек.

Пожалуй, хороший свадебный фотограф – эдакий многорукий Шива, который успевает на всех фронтах: следит за светом/эмоциями/композицией, является неплохим психологом и всегда подскажет, как правильно прикрепить бутоньерку или какое украшение лучше подойдет невесте.

А если серьезно – то, с одной стороны, это должен быть человек c развитой визуальной культурой, большой «насмотренностью». И здорово, когда этот вкус проявляется не только в фотографии! С другой — это человек, который умеет и любит работать с людьми. Человек, который видит и которому не все равно.

А можно ли быть хорошим фотографом без умения понимать пару, сопереживания, участия, живого контакта с ними? Можно ли просто научиться делать красивую картинку или без психологии никуда?

Это очень зависит от стиля съемки. Ведь есть фотографы, чьей главной «фишкой» является, например, геометрия в кадре – и для отличного результата на таких фотосессиях не так уж важен какой-то особый контакт. Но, как мне кажется, когда речь идет именно о свадьбе, а не о простой съемке – без психологии никак!

Свадебный день – это квинтэссенция волнений, ожиданий, сложностей, и в такой ситуации нужен человек, который может поддержать, дать мудрый совет или просто рассмешить. Я, кстати, считаю своим плюсом то, что я сначала была невестой, а уже потом стала свадебным фотографом — действительно понять чувства ребят можешь только тогда, когда сам пережил подобное потрясение! (смеется).

Расскажи о твоем общении с парой. Как происходит первая встреча, и как ты понимаешь, что есть связь?

Чем больше я занимаюсь свадьбами, тем больше убеждаюсь, что для хорошего результата крайне важен личный контакт. Обычно все основные технические подробности я заранее высылаю текстом, поэтому на встрече мы уже не обсуждаем конкретику, а болтаем о хорошей фотографии и свадьбах, да даже просто о каких-то отвлеченных вещах.

Часто вместе еще раз смотрим мои серии — я обращаю внимание ребят на то, что мне понравилось в том или ином кадре, и одновременно отмечаю для себя, какие фотографии их «зацепили», что вызвало улыбку или растрогало. Живая реакция (или ее отсутствие) говорит лучше любых слов! Кроме того, мне важно, чтобы мы были «на одной волне», чувствовали себя комфортно в обществе друг друга, могли даже просто посмеяться вместе.

Я убеждена, что для моего стиля съемки это совершенно необходимо! Ведь только если у ребят получается действительно расслабиться со мной – они смогут в день свадьбы забыть о том, что их снимают, просто проживать и прочувствовать свой особенный день. И это должно быть взаимно – как мне кажется, фотографу важно немножко «влюбиться» в своих ребят, а дальше уже, как говорится, заработает химия!

Кому-то же приходится отказывать?

Да, скажу честно – были проекты, которым мне приходилось отказывать. На мой взгляд, гораздо профессиональнее отказаться от свадьбы, если я четко вижу, что паре больше подойдет кто-то другой или что у меня не будет достаточно времени, чтобы заниматься ими в полной мере. И конечно, любой серьезный профессионал поддерживает качество своей работы и хорошо знает, какие составляющие необходимы конкретно ему для достойного результата.

Например, я могу привести десяток доводов, почему в 90% случаев не стоит ходить в ЗАГС в основной день свадьбы или почему обязательно нужно брать организатора. Но если молодожены уже железно решили, что пойдут в ЗАГС и будут организовывать все сами – это, конечно же, их день и их полное право! Но им лучше найти фотографа, который сможет разделить их позицию, потому что я просто сама буду недовольна тем результатом, который смогу выдать в этих условиях.

Фотограф выбирает себе пару, чтобы хорошо потом сделать для них работу. И пара выбирает себе фотографа. Дай 5 советов, как им понять, что это именно «их» профессионал?

  • Три главных совета — это смотреть, смотреть и еще раз смотреть портфолио! Все ответы в нем. Подумайте, можете ли вы представить себя на месте женихов и невест на кадрах, насколько вам близко происходящее. Подумайте, что вообще вы хотите запомнить и запечатлеть со своей свадьбы, какой вы ее представляете по настроению, и есть ли такие же примеры в портфолио у фотографа.
  • Мы уже много говорили о психологической составляющей, поэтому, конечно же, совет номер 4: выбирайте фотографа по человеческим качествам, близкого вам по духу!
  • И последний совет: не бойтесь задавать вопросы, если вам что-то непонятно. Хороший профессионал всегда сможет аргументировать свое мнение и объяснить, почему предлагает то или иное. И, конечно, просите показать полные серии с тех свадеб, которые близки вам по стилистике/условиям/настроению. Например, если у вас планируется развеселая вечеринка в лофте – нет смысла смотреть несколько нежных съемок без гостей в полях на закате. Гораздо лучше вы сможете представить, как будет выглядеть в итоге ваш праздник, если посмотрите у фотографа что-то подобное!

А как ты формируешь серии со свадеб? Расскажи об этом процессе.

Как выбираю из всех кадров?? О, очень долго и мучительно (смеется). Мне нравится сравнивать логику свадебной серии с логикой сюжета в любой книге или фильме, то есть собираю её как рассказ — со своей завязкой, развязкой, своим языком повествования. Каждый кадр должен показывать зрителю что-то новое, открывать героев с новой стороны, заставлять «втягиваться», сопереживать. И, как мне кажется, именно целостная история всего дня и является главным результатом работы свадебного фотографа!

Например, с одним кадром или каким-то удивительным моментом может просто повезти. А только ровные, идеальные портреты со сборов или с фотосессии очень красивы, но они не расскажут о том, чем действительно запомнится этот день! А вот сложить серию про весь день с утра и до вечера, внятно, интересно, неожиданно, искренне рассказать историю всей свадьбы — всегда было и будет для меня высшим пилотажем!

 

Ты упомянула про то, что с одним кадром может повезти. У тебя так много интересных «подсмотренных» или «пойманных» моментов – неужели просто все время везет?

И да, и нет – без везения, конечно, никуда! Но мы много говорили о том, как важно фотографу быть хорошим психологом, и вот здесь это тоже проявляется. Мне кажется, часто я уже «чувствую» людей, их настроения, моменты эмоциональных подъемов – и многие действия, эмоции интуитивно могу предугадать, оказаться в нужном месте в нужное время.

Кроме того, я много общаюсь в процессе не только с парой, но и с гостями – улыбаюсь, шучу, могу даже подговорить их на что-то. Особенно весело дурачиться с детишками, их непосредственные реакции – это всегда украшение праздника.

А расскажи о твоем видении декора, его важности и работе фотографа с ним. Сколько времени ты готова отдать на сервировку, полиграфию, цветочки? И сколько внимания отдаешь им при формировании серии?

Признаюсь честно: я суровый репортажник, и для меня декор вторичен. Но главное заблуждение по поводу репортажников – это то, что мы не снимаем декор. Конечно, снимаем, я так вообще вполне с удовольствием! Ведь детальки, сервировка, полиграфия – это часть атмосферы, которую ребята хотят создать на своей свадьбе. А значит, они тоже рассказывают о паре и об этом дне.

Мне всегда интересно сделать не только «ровные» традиционные кадры, чтобы просто показать красоту декора, но и использовать какие-то новые художественные решения – например, поиграть со светом или поймать, может быть, живой момент взаимодействия гостей с декором. И, конечно, на это все нужно достаточно много времени: например, на съемку сборов я обычно прошу около 2 часов, один из них может уйти на детальки!

А как, на твой взгляд, за последние 5 лет поменялись пожелания пар не только к их свадебным фотографиям, но и в целом к свадьбе?

Я, наверно, не самый показательный для этого пример, потому что основное пожелание моих пар за все эти годы – это «делай все так, как ты делаешь, мы тебе доверяем». И как раз лет 5 назад этот тренд у них и начался! (смеется)

РЕКЛАМА

Но в остальном – свадебный рынок, конечно же, изменился глобально за это время. Сейчас большинство моих ребят в курсе всех тенденций, разбираются в декоре, организаторах, стилях фотографии и прочем. Поэтому, с одной стороны, пары стали более понимающими, с другой стороны – более требовательными. И то, и другое мне нравится!

А что еще больше нравится – что свадьбы перестали быть каким-то мероприятием, где нужно сделать все ровно и правильно, чтобы было «как у людей». Все больше ребят не боятся делать праздник таким, как им самим хочется, не стесняются самовыражаться, подчеркивать свои увлечения, вкусы.

И тут, как мне кажется, особенно важно для молодоженов искать единомышленников среди подрядчиков. Я думаю, что свадебная сфера будет все больше развиваться в сторону специализации и в сторону поиска тех, кто близок «по духу». Кому-то ближе романтика, кому-то — суровая геометрия. Каждый имеет право на существование, и у каждого есть свои клиенты – и это прекрасно!

В свадебной фотографии сейчас есть два основных тренда: условно назовем это fine art и репортаж. Ты уже говорила, что относишь себя к репортажникам. Выскажи свое мнение на этот счет: какие положительные стороны есть у репортажа?

Наверно, самое важное отличие репортажа для меня – это то, что он про людей, таких, какие они есть. Это не «штамповка» каких-то модных поз, сюжетов, стилистик. Хотя, конечно, в любом жанре есть свои шаблоны – и это нормально. Но здесь ориентир на самих людей, на их эмоции, на моменты — а они всегда разные.

Совершенствоваться всегда нужно. Давай пофантазируем, чему репортажникам можно поучиться у fine art фотографов и наоборот?

Знаешь, с одной стороны, я согласна с тобой — учиться и развиваться надо всю жизнь! Но так ли нужно, например, Сезанну что-то перенимать у Малевича, или наоборот? Каждый из нас видит мир по-своему, развивает свой стиль, находит своих последователей, и именно поэтому это так интересно – все мы разные!

При этом, иногда мы встречаем фотографов, которые готовы работать в любом стиле, подстраивать обработку под пожелания пары или под тренды. Мы не считаем это правильным, а что скажешь ты?

Конечно, соглашусь с вами! На мой взгляд, такая уверенная «всеядность» возможна только на очень невысоком уровне, когда человек не видит разницу, лишь слепо подражает общим чертам. И для новичка это нормально! Но чем глубже погружаешься в профессию, тем больше видишь, сколько в каждом стиле граней, тонкостей, технических и художественных сложностей. Поэтому я бы очень настороженно отнеслась к фотографу, от которого такое услышала. (смеется)

А еще дам совет парам: худшее, что можно сделать – это взять одного фотографа, но просить его снимать как кто-то другой. Человек и повторить не сможет (чужую голову не приставишь), и свое видение не реализует. Лучше сразу договоритесь с тем, чей стиль вам так нравится!

А в какой момент уже пора находить собственное видение и придерживаться только его? Расскажи, как это происходило у тебя. Были ли какие-то важные моменты творческого развития, когда ты пробовала что-то новое. И к чему стремишься сейчас?

Я стараюсь придерживаться двух основных позиций, в чем-то противоречивых: с одной стороны, слушаю свой внутренний голос и тот опыт, который у меня есть. Например, я никогда не стремилась снимать и выкладывать то, что будет более популярно или более востребовано аудиторией. Стараюсь делать только то, во что верю сама и что хотела бы получить сама, будь я невестой.

С другой — мне кажется, все-таки важно всегда оставаться чуткой к изменениям в мире. Очень важно не «закостенеть» — не переставать учиться, развивать свой вкус! Ваш стиль – он уже внутри. Это то, что вам больше всего нравится, что дает вам силы и вдохновляет, ваши увлечения, даже, может быть, совсем далекие от фотографии!

Что касается меня, то на данный момент очень много вдохновения я черпаю в кино, в операторской работе. А еще недавно начала слушать цикл лекций по истории искусств, мечтаю подлатать «пробелы» в творческом образовании.

Тогда поговорим о субъективности: когда соревнуются спортсмены, есть четкие критерии оценки «скорость, сила, выносливость» и т.д., а какие эти критерии в свадебной фотографии? Кто решает, что этот кадр прекрасен? И в какой момент фотография становится искусством, на твой взгляд?

Этим вопросом я задаюсь каждый раз, когда меня приглашают быть в жюри различных конкурсов фотографии. Ведь это даже несколько философски – а имею ли я право диктовать свое мнение? «А судьи кто?», так сказать (смеется).

Но, конечно, кроме вкусовых предпочтений есть вполне измеримые основы профессии: композиционное решение, соответствие художественных средств выражения тому, что автор хотел сказать, само наличие мысли, новаторство идеи или художественного приема, какой-то особенный пойманный момент. И мне кажется, что свадебная фотография должна соответствовать всем этим требованиям – и точно так же стремиться быть искусством, а не только выполнять утилитарную функцию.

Есть ли срок годности у свадебной фотографии? Как снимать то, что будет прекрасно и через 30 лет?

О, какой интересный и важный вопрос! Мне кажется, что надо снимать про настоящее. И даже где-то про неидеальные моменты, но из которых состоит на самом деле этот день. А модное сочетание цветов, определенная стилистика – на мой взгляд, это лишь инструменты.

Но и они важны тем, что позволяют задать настроение празднику, сложить его со стилистической стороны, а значит, повлиять и на атмосферу, и на качество фоторезультата. Но все-таки вся ваша история – это не только про цветочки и каллиграфию. Надо больше снимать гостей, семью, происходящее! Эти кадры не только не устареют, но наоборот, с течением времени станут еще более ценными.

Репортажники любят черно-белые фотографии. Иногда все портфолио может состоять из них. Как ты относишься этому? Нужно ли паре много таких снимков со свадьбы?

О, я очень люблю черно-белые фото! И мое портфолио действительно состоит из них практически наполовину. Я большой ценитель эстетики минимализма, и люблю фразу: «Минимализм – это не отсутствие чего-либо. Это просто достаточное количество чего-либо». Это я бы сказала и про черно-белые фотографии: это не недостаток цвета, просто иногда – это все, что нужно!

Акцент остается на главном – на композиции, графике, на эмоциях. Но, конечно, все мы адекватные люди, и в полном материале со свадьбы черно-белых фотографий будет меньшинство. Я понимаю, что пара и организаторы готовили стилистику, подбирали оттенки, конечно же, я не буду их «убивать»!

Вопрос обработки вообще играет большую роль? Можно ли отдать ее кому-то? Видение фотографа — это исключительно постановка кадра и работа на самой площадке или обработка всей серии тоже?

Видение фотографа, конечно же, проявляется очень во многом! Подбор локаций для съемки, поиск определенных сюжетов в процессе, художественные приемы, весь пост-процесс. Обработка для меня, безусловно, важна, но лишь как одна из этих частей. Самой продолжительной и сложной частью работы для себя я бы назвала отбор кадров из сырого материала. Вот уж где проявляется именно «видение» по полной!

Уверена, что из одних и тех же исходников можно собрать абсолютно разные серии. То, что один фотограф отправит в мусор, другой посчитает бриллиантом. А с обработкой у меня есть совершенно бесценные помощницы: Даша, которая занимается цветокоррекцией, и Марина, которая занимается ретушью. Команда, передаю вам привет!

Но я бы не использовала термин «отдать обработку» — для каждой сцены я сама делаю примеры по цвету, а после все еще раз проверяю. И иногда мой безумный перфекционизм берет верх, я сама переделываю каждый кадр несколько раз (смеется). Но я не считаю, что это правильно. В идеале я вижу сработанную команду, где именно «видение», конечно, контролируется мной, но каждый хорошо делает свою работу на общий крутой результат!

Говорить о свадебной фотографии, можно бесконечно, так же, как и о любви. Поделись историей одной из своих пар, которая тебя вдохновила.

О, вот, что может продолжаться бесконечно – так это мои рассказы о парах! Они ведь у меня, конечно, самые лучшие! Расскажу просто про одну из недавних свадеб. Праздник Саши и Ника мы с ассистентом летали снимать аж в солнечную Калифорнию.

Несколько лет назад невеста Саша собиралась в путешествие по Америке, и папа попросил ее завезти подарок старому другу, который уже много лет с семьей живет в США. Саша завезла подарок, и встретила там Никиту — сына этого друга. «Завезла, так завезла» — шутят ребята.

После этого была очень романтичная история любви, с перелетами друг к другу на один день, просто чтобы повидаться, рушащая все барьеры, расстояния и культурные различия. Ну и конечно, все это закончилось уютной семейной свадьбой на закате в калифорнийской Winery! Даже не знаю, кто на празднике был более счастливым – сами ребята или их родители, которые из лучших друзей превратились в родственников.

У нас получился очень интересный разговор о свадебной фотографии, спасибо тебе за него. И в конце мы хотим, чтобы ты немного помечтала о свадьбе, на которой хотела бы поработать. Где она проходит, какая пара, как организован день, сколько гостей?

Ммм, пусть это будет Италия. Жених – итальянец, причем из большой семьи. У них своя вилла, все родственники очень шумные и колоритные, собственно, половина городка — родственники! И обязательно должен быть дедушка, который сидит в инвалидном кресле в тенечке, курит сигары, одну за одной, и травит байки о своей молодости.

Невеста – стильная русская красавица, хохотушка, и, конечно, архитектор про профессии (обожаю архитекторов и дизайнеров, у меня половина клиентов, наверно, именно они)! У нас поздние сборы в большой развеселой толпе друзей и подруг, церемония на закате и элегантный ужин под открытым небом.

Блиц!

Смех или слезы в кадре?
Наверное, слезы. Если не на свадьбе плакать от счастья, то когда еще?

Главный миф о свадебном фотографе?
Что большая часть нашей работы — это, собственно, фотографировать

Лучшая суббота…
это среда. Очень советую делать свадьбы в будни, гораздо проще по многим пунктам!

Три кадра, которые обязаны быть в свадебной серии:
Красивый классический портрет ребят «в рамочку», кадр с родителями или родными, какой-нибудь репортажный трогательный или веселый момент. У меня этот «обязательный» список куда обширнее!

Свадебный фотограф молодец, если…
смог ответить на все эти вопросы. Сам себя не похвалишь, никто не похвалит, ведь правда?

Если гость советует, как и что тебе снимать, ты…
улыбнусь ему в ответ, но сделаю по-своему.

Любовь в кадре…
у каждой пары своя.

Волшебное слово фотографа во время съемки:
«а вот теперь, правда, самый последний кадр»

Лучшее окончание свадебного вечера для фотографа?
Съесть кусочек свадебного торта и поехать домой. А, нет, остановиться еще в километре от места празднования и расчехлить технику, несмотря на возражения ассистента, потому что «надо же общий план крутой снять завершающий». И после этого – домой!