Чем больше погружаешься в этот, казалось бы, простой мир свадебной фотографии, тем больше понимаешь, насколько безграничен этот мир.

Макс, привет! Скажи, сколько ты уже в свадьбах, и как все начиналось?

Свадьбы я снимаю около 5 лет. Все началось со съемки свадьбы друзей. Мне очень понравился этот процесс, начиная с подбора мест для съемки и кончая обработкой фотографий, когда ты понимаешь, что это память на несколько десятилетий и даже несколько поколений. Первый год я много учился. Скоро нашел стиль, в котором я хотел бы работать, понял, какие инструменты  мне для этого нужны, купил пленочный фотоаппарат и начал постепенно набирать, реализовывать и оттачивать мастерство.

Могу сказать, что процесс обучения — это бесконечный процесс. При этом, чем больше погружаешься в этот, казалось бы, простой мир свадебной фотографии, тем больше понимаешь, насколько безграничен этот мир. Как это смешно ни звучало бы, но благодаря свадебной фотографии я начал активно интересоваться искусством, и на данный момент свадебная фотография для меня — это точка приложения моего творчества.

Конечно, ты помнишь свою первую съемку, что бы ты посоветовал себе и паре тогда?

Сложно сказать, что бы я посоветовал себе, так как мне банально не хватало опыта, и все было в новинку, я только нащупывал свой стиль и хотел все перепробовать. А клиентам я бы посоветовал больше сосредоточиться на важности этого дня, на друг друге, проявить настоящие чувства и поменьше думать об организационных вопросах. Когда люди расслаблены и проживают этот день по-настоящему, то и на фото совершенно другой результат.

Миф о том, что в России свадьбы — это только «тамада, конкурсы и ненужные родственники» мы развенчиваем каждый день. А как, на твой взгляд, развивается индустрия?  Меняются ли приоритеты у пар?

Свадебная индустрия в России развивается очень быстро. За последние 5 лет произошел большой качественный скачок уровня профессионалов. Не только фотографов, но и декораторов, флористов, стилистов, агентств. В целом приоритеты не меняются, все стремятся сделать яркий и запоминающейся праздник. Меняется подход. Если, например, раньше фотограф был маленькой статьей расходов, то сейчас часто бывает, что он чуть ли не самое дорогое, что есть на свадьбе.  Пары начали понимать, что можно сделать концепцию и оформление в разных, наиболее подходящих им, стилях, стремятся сделать день свадьбы более индивидуальным, я бы сказал, камерным.

И какие они – современные женихи и невесты? Чего они хотят, от чего наоборот отказываются?

Современные женихи и невесты все более современные. Конечно, свадьбы в последнее время часто уже проходят без выкупов, свидетелей и свидетельниц  с ленточками, лимузинов, караваев (хотя бывает, что это обыгрывают очень даже здорово). Нужно просто посмотреть на современных людей, культуру, моду и тренды, вот такие свадьбы и бывают. Если женятся хипстеры, то и свадьба будет хипстерской. Радует, что разнообразия в культуре становится все больше, и сейчас модными становятся многие вещи, которые мне нравятся.

Многие пары пишут нам о существующем «отборе» у фотографов историй для портфолио. Расскажи об этом. Правда ли, что можно отказать паре из-за их внешности?

Да, есть такие фотографы, которые оценивают пару по внешности, по бюджету на свадьбу, какое будет оформление и тому подобным вещам. Я считаю это неверным подходом.  Для меня определяющим является взаимное уважение и общие точки соприкосновения с парой по тому, как должен выглядеть готовый продукт моей работы.

В моей практике были случаи, когда я встречался с совсем, как я думал, не «порфтолийной» парой, но в день свадьбы все, можно сказать, преображалось — и люди, и праздник в целом были потрясающими, и это были одни из моих самых удачных съемок. А бывало наоборот, что все обещало быть очень интересным, но в день свадьбы пару как будто подменяли, оформление хромало, свадьба была скучной и без эмоций.

Очень горячий вопрос «западного стиля». Становятся ли свадьбы в России не только с оглядкой на «европейские», но и со своим собственным пониманием праздника?

На мой взгляд, в целом наша свадебная индустрия находится на втором месте в мире, опережая Европу. На первом месте стоит Америка, там это, скорее, связано с их отношением к семье в рамках протестантского мировоззрения. В России мы многое копируем оттуда, хотя радует, что в последнее время начинает проявляться и наш стиль. И это больше связано не с наличием «нашего пути», а с профессиональным ростом участников индустрии.

Если стилист невысокого уровня, то он, скорее всего, скопирует что-то из западных блогов, если же его уровень высокий, то он проявит свой индивидуальный стиль и стиль пары. А понимание праздника у нас всегда было свое. Например, в Европе не приняты такие масштабные пиры и программы для гостей на свадьбе. У нас же это целое представление, часто с участием звезд. И как в таком случае разъединить понятия «вдохновения» и «плагиата»?

Расскажи о декораторах, которые работают вместе с тобой, как происходит магия?

Это очень сложный вопрос, можно сказать, философский. Спор о плагиате и вдохновении больше относится к категории искусства, а свадебная фотография — это, все же, ремесло, где прежде всего нужен гарантированный результат, а уже сверх этого, если позволяет ситуация и силы, можно что-то и «покреативить». Как говорил Поль Гоген, «Искусство это или плагиат или революция».  Делать «революцию» на празднике людей не совсем честно и профессионально, для этого можно выйти снимать на улицу, нанять моделей и экспериментировать. Мои клиенты выбирают меня по моему портфолио, и я должен им предоставить фотографии в соответствии с ним.

Даже если я вдруг захотел попробовать что-то новое (настоящее искусство — это всегда что-то новое). Кроме того, свадьба — это ритуал, в котором есть свои законы и есть форма, которая наиболее хорошо этот ритуал показывает. То есть уже мы ограничены некими рамками. Следует понимать, что все произведения искусства, в той или иной степени, основаны на ранее созданных произведениях, и в любом случае успешен тот, кто проявляет свой стиль, а не копирует (то в начале пути вполне себя оправдывает). Декораторы, с которыми я часто работаю, это настоящие художники! Магия происходит, когда мы полностью доверяем друг другу.

И раз мы заговорили о вдохновении, ты проводишь много воркшопов. Это вообще сейчас очень модный формат. Что происходит потом с участниками? Кто приходит, как они потом развиваются? Как находят свой собственный стиль?

Как правило, если участник хочет развиваться, то после посещения воркшопа или мастер-класса он не должен расслабляться. Нужно приложить некое усилие, чтобы эти знания перевести в умение. Круто, когда видно, как меняется уровень фотографа после МК. Меняется его подход к съемке, формированию серии, видно, как он не стоит на одном месте, когда снимает, общается с моделью, старается обыграть стилистику свадьбы. Приятно, что некоторых фотографов после посещения МК начинают публиковать блоги.

РЕКЛАМА

Вообще, основной посыл моих МК состоит в том, что стремящийся к росту и реализации фотограф, как всякий творческий работник, должен иметь образование и беспрестанно его повышать его уровень путем соблюдения «творческой диеты», которая выльется в такое важное для фотографа качество, как чувство вкуса. Например, я всегда рекомендую начинать каждый день с просмотра живописи на Google Arts. 15 минут за завтраком в течение месяца повысят ваш уровень художественного вкуса в разы. А такие вещи, как обработка, как снимать, на что снимать и тому подобное — это уже вторично.

А как распределяется твое время между воркшопами и свадьбами? Что важнее?

Конечно же, важнее свадьбы. Ради этого и проводятся воркшопы. Кстати, воркшоп можно рассматривать в качестве примера того, как можно сделать свадьбу для пар, которые ищут стилистическое решение для своего праздника. Свадеб в году я снимаю в 4-5 раз больше, чем делаю воркшопов. И могу сказать, что отснять свадьбу в два раза легче, чем провести воркшоп.

Расскажи о твоих парах: какие они? Кем работают, как готовятся к свадьбе, каких подрядчиков выбирают, как отдыхают?

Что тут скажешь, мои пары, конечно же, самые лучшие! Если серьезно, мои пары это люди совершенно разных профессий. Всех их объединяет хороший вкус. Часто кто-то из них, жених или невеста, а может, оба, имеют какое-либо увлечение, связанное с творчеством. Кто-то пишет картины, кто-то снимает для себя, кто-то любит выставки или просто является знатоком искусства. Фотограф — это очень социальная профессия, и нас выбирают, ориентируясь на наше видение, которое не отделимо он нашего опыта и наших интересов. Так люди выбирают нас, так они выбирают и остальных подрядчиков. Да и отдыхают тоже. Важно, что нам всегда есть о чем поговорить, это к вопросу о естественных эмоциях на фотографиях.

Есть ли у тебя, как у актеров «роль мечты», «свадьба мечты» в какой-то определенной стилистике, на которой хотелось бы поработать?

Я очень люблю свои работу, в том числе из-за того, что благодаря свадьбам и моим клиентам я побывал во многих странах, в которых давно хотел побывать или, наоборот, даже не помышлял об их посещении. К первым, например, относится Бразилия, где я снимал свадьбу не так давно. А ко вторым относится Узбекистан, точнее Самарканд, который меня приятно удивил! Профессия свадебного фотографа вообще преподносит много приятных сюрпризов.

Говоря о свадьбах, просто нельзя не поговорить о бюджетах. Повлиял ли как-то кризис на этот сезон?

В этом году, на удивление, у меня было больше заказов, чем в прошлом. В целом год по заказам был хороший. Я не сильно поднял стоимость часа работы, но увеличил минимальное количество часов. Был интересный момент, когда рубль начал сильно падать в декабре, у меня в течение недели-двух появилось около 5 заказов на полный день (люди стремились вложить свои рубли). Было страшно, вдруг будет девальвация, но, слава богу, обошлось.

А были ли сложные пары? Или это отсекается на моменте первого знакомства?

Сложные пары, конечно, бывают. Не всегда удается достаточно близко познакомиться с людьми на первой встрече и избежать сложностей в будущем. Бывает пара сложная на первой встрече, но зато на свадьбе и в последующем все проходит замечательно (в этом плане у меня хорошая интуиция). Но таких случаев у меня не много, и, как правило, все упирается во взаимопонимание. Если получается понять человека, то проблема исчезает.

А были моменты, когда казалось, что это «все»? Экстренные, интересные, сложные ситуации?

В этом плане мой опыт довольно скучен. Было пару раз, когда мы заблудились с видеографами, искали место церемонии, да и сама пара в одном из случаев тоже заблудилась. Был случай, когда я упал на свадьбе и почти сломал себе руку, было очень больно, и я чуть не потерял сознание. Был случай, когда мэйк невесте делали/переделывали около 7 часов, а я все это время снимал детали (такого обилия разных ракурсов и вариантов съемки деталей у меня еще не было, также был поставлен рекорд по портретам жениха, невеста плакала).

Давно был интересный случай, когда я снимал в Москве очень сложную свадьбу, такую, когда чувствуешь, что энергия уходит в черную дыру, она длилась 14 часов. А после нужно было ехать всю ночь на машине, снимать свадьбу в другом городе. На утро я был просто раздавлен. Но на свадьбе, куда я приехал, был русский народный ансамбль частушек с баянистом. Не знаю, как это сработало, но когда я послушал их песни и музыку, я словно подключился к источнику энергии, и так воспрял духом, будто и не снимал до этого 14 часов и не ехал всю ночь. Это было удивительно!

Не всегда получается сказать паре что-то в глаза, а ведь существует много заблуждений о фотографах. Можешь написать о них? Как вы «больше отдыхаете, чем работаете», как долго обрабатываете?

Да, одно из заблуждений, что фотограф это легкая работа. В принципе, если нужен кнопконажиматель, то это так и есть. Но мы продаем не свою камеру, а свое видение, свой вкус. И, слава богу, мои клиенты это понимают. В заблуждениях о фотографах виноваты прежде всего сами фотографы, которые демпингуют. В России это большая проблема. Когда видишь фотографа очень хорошего уровня, но с ценой, как торт на свадьбе, это удручает. После этого и складывается представление о свадебном фотографе, как о легкой профессии.

А заодно дай 5 советов парам, которые хотят найти своего фотографа. Бронировать заранее, общаться с человеком, заключать договор — это ясно. А что еще?

Пожалуй, я дам один совет. Представьте, что ваши фотографии будут рассматривать ваши внуки, правнуки. Как вы видите эти фотографии? На основании этого и выбирайте фотографа. И, конечно же, общайтесь, важно, чтобы этот человек был на одной с вами волне, хотя бы в видении свадебного дня.

К чему ты стремишься в своей работе? И как видишь себя лет через 5 в свадьбах?

Через 5 лет? Я так далеко не заглядываю. Интересно, что когда я только начинал и фотографировал где-то год, то я думал, что я очень круто снимаю, и что я чуть ли не лучший фотограф. Когда я начал развиваться, смотреть вокруг, интересоваться искусством, то я начал видеть насколько безгранично и бесконечно можно оттачивать свое мастерство. Думаю, через 5 лет я буду следовать этому принципу.