Наша история весьма типична – я задумалась об этом в процессе подготовки собственной свадьбы. Но все же есть и отличие – я запала именно на цветочный аспект оформления свадеб. То есть сразу взяла планку.
Расскажите о вашем старте. У вас, как у многих, все началось после собственной свадьбы? Чего боялись, на что горели глаза? О чем мечтали?
Нашу историю, наверное, пора уже записать под аккомпанемент скрипача и включать каждый раз, когда задают этот вопрос. В поисках идей для собственного букета в ЖЖ я натолкнулась на фотографии работ американского флориста и дизайнера Holly Chapple и была просто потрясена ее уровнем. Эти букеты хотелось все и сразу, и не было сил выбирать! В тот момент мне показалось невероятным, что никто не может воспроизвести нечто подобное у нас и, кажется, даже не пытается. А я, поверьте, достаточно досконально изучила все предложения в интернете.
Например, что к нам не поставляют такие сорта цветов. Уже после свадьбы я провела мониторинг, после которого очень быстро стало понятно, что дело не в цветах, более того, для работы с поставщиками условия в то время были весьма и весьма лояльные. То есть вам не нужно было, как это могло показаться, закупать у них цветов на бешеные суммы, чтобы получить доступ к оптовому прайсу. Вот так мы и начали, затащив в свою квартиру тяжеленный холодильник и сделав первый букет сыну наших друзей на 1 сентября. Эта дата и стала официальной датой рождения flowerbazar.
Мы считаем, что в целом индустрия тех свадеб, в которых работаете вы и о которых пишем мы, зародилась примерно 4-5 лет назад. Какой свадебная индустрия, на ваш взгляд, была до этого?
Да, с временными рамками я, пожалуй, соглашусь. Я помню историю, когда вскоре после нашего появления вышло интервью со мной, в котором я довольно смело заявила, что никакой индустрии свадеб в России нет и в помине, после чего в комментариях возникло некоторое ожидаемое бурление. Мы действительно в то время позволяли себе иногда чересчур самонадеянные высказываний, и букеты наши тогда были далеки от совершенства, как мы сейчас понимаем.
Но поймите правильно, ведь что такое индустрия? Это, прежде всего, возможность клиента получить удобоваримый сервис при любом бюджете. И это развитая сеть b2b-услуг. А что было 4-5 лет назад? Да, безусловно, были высокобюджетные свадьбы, и было кому их с помпой обслужить. А в остальном — непаханое поле! Сейчас, на наш взгляд, с первым пунктом более менее наладилось, и ежедневные публикации в вашем блоге тому отличное подтверждение. А вот в сфере b2b (аренда декора, прокат текстиля и столовых приборов, изготовление конструкций, монтажные работы и т. д.) еще все только зарождается.
И что с тех пор поменялось? Пары, подрядчики, бюджеты?
Ну, вот я уже, получается, на часть вопросов ответила. В общем-то, меняются, прежде всего, подрядчики – то есть студи декора и флористики. Понятно, что любому человеку будет приятно в обмен на свои деньги получить и грамотно просчитанное коммерческое предложение, и эскиз церемонии, выполненный акварелью. Раньше это получали единицы, особенно если у тебя не ахти какой бюджет. А потом появилась конкуренция, и этот набор услуг сам собой стал нормой.
А пары? Парам всегда тяжело, ведь они вынуждены метаться между желанием сделать все красиво и воздушно и родителей не обидеть, которые хотят, чтобы все было «как у людей». И найти компромисс тут очень непросто. И декораторы, в частности, и, конечно, фотографы должны всячески им в этом выборе помогать. В этом смысле здорово, что появилась концепция фотосессии, которая проводится только для двоих или для узкого круга друзей. Такие indie-свадьбы, которые зачастую проводятся в очень красивых локациях, с правильно подобранным гардеробом и декором. А уж потом можно и родителям угодить, но мы об этом ничего не должны знать!
Кстати, о бюджетах. Видите ли вы отход от принципа «дорого богато» в сторону более элегантных семейных праздников? Или это только часть пар?
И снова я начала отвечать на этот вопрос в предыдущем. Отхода как такового мы не видим. Потому что свадьбы, так называемые «дорого-богато», организуются вовсе не для того, чтобы выкинуть ненужные деньги. Ошибочно так думать. Те, кто умеют зарабатывать деньги, еще лучше знают, как их тратить. А потому такие события становятся своего рода статусными мероприятиями. Что-то вроде светского раута, на который распространяются уже несколько другие правила. И задачи стоят несколько другие, нежели чем просто подружить на вечеринке две семьи.
Но вот что изменилось в плане не столько бюджетов, сколько концепции – это появление уже вышеупомянутых indie-свадеб (только что придуманный нами термин, и он мне очень нравится). Когда двое создают для себя атмосферный, запоминающийся день без условностей. Бюджеты у таких событий могут быть действительно небольшими, но зато они не распыляются, и так достигается потрясающий эффект, который мы и видим все чаще на ваших страницах!
А что с конкуренцией в цветочной сфере? Вы не побоялись открыть собственную цветочную школу. Какая была цель? И что вообще происходит сейчас с цветочниками? Реально ли, открывшись сейчас, «выстрелить», как вы?
Цель создания Moscow Flower School заключалась в том, что мы придумали, прежде всего, крутое название! Это шутка, но история наша опять повторилась в том смысле, что мы увидели нишу на рынке и решили ее занять. Не вдруг, конечно. Вообще, мы одни из первых еще в 2012 году стали проводить такие творческие вечера для тех, кто хотел бы попробовать, как это – собрать букет своими руками, а заодно пообщаться и чая с вкусностями попить. Мы назвали это «цветочные встречи». Они, естественно, потянули за собой желающих не просто сделать что-то для души, а перенять наш опыт и знания. К нам с этой целью стали приезжать даже из других городов. То есть определенная база у нас уже была, но быстро стало ясно, что в рамках flowerbazar это делать и неправильно, и неудобно. И прежде всего, потому что, создавая самостоятельный проект, мы могли существенно расширить круг преподавателей. То есть, если говорить о конкуренции, мы, наоборот, таким образом со многими коллегами сдружились, обзавелись множеством полезных знакомств и с удовольствием видим, как наши ученики находят себе применение в студиях наших «конкурентов», которые благодаря Moscow Flower School стали нашими друзьями!
Ну, а выстрелить, «как мы», всегда будет сложно. Просто потому, что в нашем случае это особенный сплав благоприятных обстоятельств, безумно крутой команды, которую удалось собрать, и в самую первую очередь огромной работы, которая была проделана за эти годы. Каждый наш год не похож на предыдущий, но это, прежде всего, значит, что нужно каждый раз перешагивать через свои страхи, испытывать больший стресс и стараться, чтобы эти испытания не просто не сломили, но и укрепили команду. Это очень тонкий баланс. И чем дольше мы существуем, тем больше я понимаю, что в одиночку мы бы не создали и половины всего, чего добились. Так что это еще и большая удача – найти друг друга. Вот такой он, «наш выстрел», в нем много ингредиентов, так получается! А вывод из этого сделать можно только один. Свадебная и цветочная (да, это могу быть разные вещи!) сферы по-прежнему полны возможностей. Но, чтобы добиться настоящего успеха, теперь необходимо делать все на порядок лучше основной массы. Находить слабые точки и доводить их до совершенства у себя. Быть готовым к напряженной работе и искать свою уникальную историю. Все люди любят качественный и интересный бизнес.
Мы знаем, что сильнее всего повышение курса ударило по флористам. Как вы держитесь? Какие видите в связи с этим тенденции во флористике в целом? Может быть, стало больше заказов только на букет невесты и простое оформление?
Это все, безусловно, неприятно. И даже не столько с точки зрения денег, сколько с точки зрения того, как мы выглядим перед всем миром. Для нас это не пустой звук, мы состоим в профессиональном американском сообществе «Chapel Designers» и пока, к счастью, получаем только слова поддержки, но, например, выехать к ним на конференцию уже становится проблемой в связи с курсом. Это и обидно, и глупо. Вдвойне было бы глупо совсем перестать получать надлежащего качества цветы, чтобы собирать наши букеты. Но с этим, вроде, обошлось. В целом цветы, конечно, подорожали, и весьма ощутимо. Как это отразилось на рознице, мы сказать не сможем, так как временно вышли из этого сегмента, там и без нас много достойных. А что касается свадеб, то тут получилось, что мы так и не дошли до крупных цветочных бюджетов, какие есть в той же Америке.
Психологически, видимо, нашим людям проще заплатить за какую-то массивную декоративную конструкцию, чем за высокую, пышную композицию. И потому в бюджетах в этом сезоне стали заметно перевешивать именно элементы декора, в рецепты стали добавлять больше искусственных цветов; а живые цветы концентрировать в букете невесты на столе молодоженов. Для нас это стало хорошим поводом научиться преобразовывать пространства так, чтобы изначальная площадка была практически неузнаваема. В этом есть что-то от театральных декораций. Опять же, нынешняя ситуация стала подталкивать к тому, чтобы более пристально изучить ассортимент недорогих цветов и найти среди них ту изюминку, которую раньше никто не замечал. Большой потенциал в этом, в частности, у хризантем и гвоздик. Они, к тому же, очень стойкие.
Если бы вы могли тремя действиями внести какие-то изменения в сферу свадебной флористики в России, что бы вы сделали? Почувствуйте себя цветочным президентом!
Так, ну, прежде всего, указала бы заняться развитием локального выращивания цветов. Если подумать, какой путь проделывают кенийские розы до Москвы — это и расстояния, и границы с таможней, и логистика — все это невероятно усложняет дело. Второй указ – развитие аренды декора и особенно ваз и текстиля, невероятно полезная была бы вещь. И третье, на что я бы обратила внимание – это создание крутого комьюнити цветочных дизайнеров, близких нам по духу. Честно, гораздо полезнее было бы помогать друг другу, нежели чем делать вид, что ты один такой во вселенной.
Поговорили о кризисе, а теперь давайте о хорошем. Нам очень нравится, как невесты смотрят на свадьбу теперь. И мы бы не назвали это уже «западным или европейским стилем». Это уже что-то наше, свое. Что скажете?
Термин «европейская свадьба» вообще вызывает улыбку. На самом деле свадьбы в Европе в большинстве своем – печальное зрелище. Там победила экономия и рациональность. В этом смысле мы их давно догнали и перегнали. Что касается Америки, то мы, безусловно, в общих тенденциях следуем за ними. Все их тренды повторяются у нас: были и пудрово-розовые тона, и эко с обилием мха и зелени, и бохо с перьями, и бьющая все рекорды популярность каллиграфии — ведь тоже оттуда!
Но вот по разнообразию и насыщенности мы дышим Штатам прямо в спину, это точно. Мы одинаково богаты на географическое и культурное разнообразие, и это, как мне кажется, надо использовать активнее. Доказательство тому – наша недавняя поездка в Грузию, съемки из которой получились 100% аутентичными и собрали очень много восторженных комментариев именно американских читателей, в том числе и редактора популярного свадебного блога The Bridal Theory, например.
А есть свадьбы, на которых вы мечтали бы поработать? В каком-то стиле, в каком-то конкретном месте или на каком-то новом уровне? Чтобы выйти из своей зоны комфорта.
Да, было бы здорово поучаствовать в создании и оформлении как раз американской свадьбы. Вокруг их рынка очень много мифов, и очень бы хотелось лично все это проверить. Не удивлюсь, если окажется, что там тоже не все так гладко, как многим кажется, и многие проблемы схожи с нашими. Тем не менее, это был бы крутой опыт. В остальном все свои самые сумасшедшие фантазии мы реализуем на собственных выездных творческих съемках. Это и отдушина, и глоток свежего воздуха, и совершенно космические картинки в портфолио.
Сколько вы работаете? Школа, воркшопы, свадьбы – работа становится уже частью жизни? Или вы как-то разграничиваете эти понятия?
Мы работаем много. Признаюсь, у нас есть проблема, чтобы отдохнуть всем вместе, например. Мы неизбежно переходим на рабочие темы, в этом смысле работа давно стала частью жизни. И это нормально. Когда ты делаешь свое дело, ты не можешь встать в 18:00, выйти из офиса и до завтра забыть о делах.
Есть вещи, постоянно требующие внимания, и из-за того, что мы выбрали для себя такую деятельность, связанную с гиперответственностью (невеста может написать и ночью, и ее можно понять), и потому что по всем нашим направлениям мы находимся на пике актуальности, а для этого нужно постоянно двигаться вперед и придумывать что-то новое. Но мы и отдыхаем, конечно. В прошлом году мы провели 1,5 месяца на Шри-Ланке и наконец-то поймали этот неуловимый тотальный релакс! Правда, потом пришлось все это очень сурово отработать по возвращении.
А сколько в среднем уходит времени на подготовку одной свадьбы? Для примера опишите процесс работы над маленькой свадьбой и крупной.
Нам нужно от месяца, чтобы создать большую свадьбу, и от двух недель для небольшой. Конечно, это очень примерно я сейчас говорю, есть много нюансов, но в целом все так. В этом сезоне все, кроме одной свадьбы, пришли к нам от агентств. В этом есть свои нюансы, и, прежде всего, это необходимость прислушиваться к двум точкам зрения, и зачастую финальное решение остается за агентством, как бы странно это ни звучало. Дело в том, что грамотное агентство принимает решение исходя из общей картины мероприятия, они максимально погружены в процесс и, кроме того, основываются на своем опыте работы. Таким образом, каждый проект начинается со встречи с агентством, затем — с агентством и молодоженами, после чего мы представляем им moodboard, который содержит наброски основных идей, палитры, элементы будущего торжества и предсмету.
На основании этих материалов мы получаем предоплату, выезжаем на площадку для замеров и приступаем к созданию дизайн-проекта. Это достаточно серьезная работа, которая представляет собой подробную презентацию на 15-20 страниц с подробными эскизами, размерами, схемами расстановки декоративных элементов, фотоколлажами. Естественно, что все это сопровождается подробной сметой. Ну а дальше начинается мучительный процесс коррекций, дополнений, точечных настроек, и где-то в середине этого водоворота событий мы успеваем заказать цветы (минимум за 10 дней), закупить и/или подготовить декор. Это достаточно весело и немного нервно. От крупных проектов небольшие отличаются в принципе только отсутствием дизайн-проекта (хотя бывают и исключения), и мы используем больше декора из своих запасов.
Какие в таком случае вам хотелось бы дать советы невестам, кроме «заказывайте все услуги заранее». С какими мифами приходят к вам невесты, которые вам хотелось бы развенчать?
А можно все-таки продублировать совет «заказывайте все услуги заранее»? Ну, просто на всякий случай. На самом деле даже сложно описать, как много от этого зависит! Один из главных советов – соотносить концепцию вашего торжества с выбранным местом для его проведения. Логика подсказывает, что сначала, конечно, лучше определиться с концепцией, а уж потом подбирать под нее все, начиная с площадки и заканчивая платьями подружек невесты.
Но это в идеале, а по факту, как правило, сначала выбирается помещение. Поэтому и важно, чтобы одно не противоречило другому и не пришлось тратить дополнительные средства на драпировку или масштабные декорации. Еще я бы посоветовала невестам рассчитывать свои силы и не стараться вместить в один день все желаемое: и полноценное утро невесты, и прогулки, и ЗАГС, и церемонию. Опыт показывает, что это вымотает вас, и вы уже вряд ли получите удовольствие от собственного праздника!
А для тех, кто хочет работать в мире свадебной флористики, расскажите о классических заблуждениях? Что вы посоветовали бы сейчас самим себе на старте?
По-моему, есть два основных заблуждения. Первое – что работа флориста – это мир цветочных фей и вечной невыносимой красоты. Увы, о маникюре, например, придется забыть на время работы, а также вас ждут очень ранние подъемы (цветы лучше всего закупать в 6-7 утра), холодильники с температурой +3, где вам придется подолгу выбирать нужный вам цветок. И невесты, которые порой будут игнорировать ваше право на личную жизнь (и их можно понять!).
Второе заблуждение и вытекающий из него совет самим себе: не думайте, что все можно успеть сделать самому. Если вы чувствуете, что можете делать более важные вещи, как можно скорее делегируйте всю второстепенную работу помощникам. Я по себе знаю, как это сложно. Какие бывают с этим связаны стрессы. Но чем скорее вы обретете свою надежную команду, где каждый занимается своим делом, тем скорее к вам придет успех и относительное спокойствие!
Наверняка за четыре года работы у вас уже много историй «для своих», поделитесь ими с нами.
Такие истории в основном связаны с тем, как мы все успели спасти за 5 минут до провала. Не много к счастью таких историй у нас было, и мы их стараемся забыть, как страшный сон. Но вот в этом сезоне случилась у нас одна фееричная ситуация, которая точно затмевает все остальные. Про нее и расскажу! Это был выездной проект в Сочи, отель «Родина». Мы перед этим только-только вернулись из Испании, где работали на очень серьезной гольф-вилле и были поражены уровнем сервиса и красотой территории. То есть от Сочи мы такого точно не ожидали, особенно насмотревшись на испанских вышколенных портье и живописные гольф-поля. Но именно здесь и суждено было случится этой истории по иронии судьбы. В общем, у нас по таймингу, согласованному с нашим менеджером от площадки, было три дня на монтаж арки для церемонии. Сооружение это было монументальное, очень много цветов и сложная схема их расстановки, расчерченная буквально по квадратам. Церемония в субботу, и вот в пятницу приходит менеджер и говорит спокойно так, что арку придется убрать, так как – внимание! – на этой поляне сегодня должна пройти другая церемония. Мол, она закрутилась и забыла, но что же теперь делать. Все в шоке, не знают даже, что сказать.
Ясно одно – арку нашу даже сдвинуть невозможно будет, она получилась очень массивной. Менеджер уходит, мы, помолчав, продолжаем работу, а рядом с нашей аркой местные ребята-флористы начинают возводить свою арку. Все это происходит в полной тишине, все понимают, что до пятничной церемонии остается буквально пара часов, но не понимают, как этот казус можно решить. Наконец, появляется менеджер менеджера, уже всем понятно, что с нашей аркой поделать ничего нельзя, что это ошибка менеджмента, но нас продолжают убеждать, что мы должны войти в положение и фактически совершить чудо. И все при этом ссылаются на жениха, который вот как придет, мало никому не покажется. Ждем жениха, делаем свою работу. Наконец, появляется жених – все замирают. Он несколько секунд оценивает ситуацию. Надо сказать, что наша арка возвышалась над их примерно раза в полтора, и, честно говоря, я вот не знаю, что делала бы на его месте. Но, к его чести, он принимает решение просто перенести свою арку напротив нашей, изменив направление своей церемонии, и уходит. Все выдыхают, а мы получили нечаянные несколько часов отдыха, которые провели с непередаваемым удовольствием в бассейне, и так неожиданно стали свидетелями свадебной церемонии с двумя арками!
И конечно, мы закончим наш разговор вопросом о трендах: чего нам ждать в будущем сезоне? Как невестам выбирать цветовую палитру, форму букета? На какие цветы и элементы декора стоит обратить внимание в оформлении?
В этот раз на самом деле хочется поговорить не о том, какие идеи приживутся у нас на основании изучения американских блогов. Что нас ждет – это огромный пласт непредсказуемости. Все мы, конечно, надеемся, что совсем туго не станет. А если так, то непредсказуемость — это тоже интересно. Значит, всем нам придется искать новые формы, думать о том, как сэкономить, не теряя в качестве картинки. Более жесткая конкуренция, конечно, и, как я уже говорила выше, более пристальное изучение сортов цветов, в том числе и выращиваемых у нас.
Хочется надеяться, что при этом мы не уйдем в тотальный эконом-вариант, а, наоборот, именно благодаря этим испытаниям и появятся оригинальные, не похожие ни на что проекты, и вырастет новое поколение крутых декораторов, которые, собственно, их и создали!